автор: П.Шехтман

В поисках нормальности

Цикл Уильяма Хогарта «Карьера мота», гравюра 8: "В Бедламе"
У.Хогарт. «В Бедламе»

Говорят, что во время войны первой жертвой становится истина.  Я бы сказал: во время не только войны, но любого острого конфликта и любого социального кризиса первой жертвой становится способность искать и воспринимать истину – то есть простая человеческая адекватность, НОРМАЛЬНОСТЬ.

Нормальность не связана с политической позицией, точнее, связана не напрямую. Разумеется, есть политические позиции и идеологии, которые предполагают в своих рядах гораздо бОльший процент неадекватных и даже просто психически ненормальных людей, чем иные.  Но тем не менее – всегда можно было оставаться адекватным человеком и быть при этом гвельфом или гибеллином, католиком или гугенотом, роялистом или якобинцем, красным или белым. Точно так же, кроме адекватных сторонников Майдана, вполне возможны адекватные сторонники «русской весны». Я даже лично пару таких знаю.

В качестве иллюстрации – немного автобиографического.

В моей советской юности, мои представления об арабо-израильском конфликте формировались под воздействием, разумеется, советской пропаганды, и картина арабского народа Палестины, борющегося за свою свободу и независимость,  засела весьма прочно. При том что я знал и противоположную, т.е. сионистскую, точку зрения. К несчастью ее адепты выглядели очень неубедительно. При попытке поднять эту тему, их глаза загорались фанатичным блеском, и они начинали возбужденно повторять, что евреи имеют право на Израиль потому, что это историческая родина, а арабы туда пришли и не имеют права ни на что, потому что это террористы, дикари и недочеловеки, которые неизвестно чем недовольны и которых по этой причине надо давить.

— Но это же их родина?

— Да какая еще родина! Их родина – весь арабский мир, так пусть и убираются в какую-нибудь другую арабскую страну, или живут в Израиле тихо.

И тут мне попался сборник Жаботинского, с его знаменитыми статьями про «железную стену». И сразу же меня подкупил.

Ход рассуждений Жаботинского был таков. Да, у арабов есть своя правда.  Да, Палестина их родина, и  они будут защищать ее и сопротивляться еврейской колонизации по той простой причине, что они – народ, а никакой народ добровольно не пустит на свою родину чужаков.  Но и у евреев есть своя правда.  И еврейская правда выше арабской, ибо высшая справедливость в конечном итоге – за евреями (я не буду здесь приводить обоснований Жаботинского, так как статья не об этом).  А если реализация справедливости противоречит интересам арабов, то тем хуже для арабов – только и всего.

С такой позицией можно соглашаться или не соглашаться (я тотчас согласился). Но даже не соглашаясь, с ней можно дискутировать. В смысле именно дискуссии, а не срача и холивара.  Это был удивительный голос НОРМАЛЬНОСТИ  на фоне обоюдной истерики.

Прошлой весной я пересказал это своему приятелю. Приятель был националист – чтобы не сказать фашист – и тогда уже переходил от сочувствия Майдану к поддержке Луганды (где он в конечном счете и завис); но несмотря на все различие во взглядах, я ценил его именно за эту нормальность.

— Но ведь тогда ты должен признать, что и у ватников есть своя правда? – сказал он.

— Охотно признаю. Но вместе с тем я могу написать целую статью про то, почему ватника вместе с его правдой надо давить.

В этой последней фразе, если угодно – квинтэссенция моей нынешней позиции.  На войне действует логика войны. Если ты решил для себя, что настало время бросать камни – ты идешь и бросаешь камни.  Не забывая однако, что рано или поздно настанет и время собирать камни. Если ты принял для себя, что справедливость на определенной стороне – ты встаешь в ряды ее защитников и убиваешь ее противников.  Не забывая однако, что всему есть рамки и границы, и есть вещи, которые стоят вне любой схватки.  Ибо одно дело – констатация, что ликвидация колорадского гнойника в Одессе была делом объективно полезным и необходимым. И совсем другое – веселье по поводу «жареных колорадов».  Одно дело – целиться во врага на поле боя, видя в нем не человека, а движущуюся мишень.  И другое – расстрелять пленного на том основании, что «враг – не человек». Наконец, одно дело – рисовать карикатуры на врага, другое – верить, что враг с этих карикатур – не художественная, а самая что ни на есть объективная реальность.

Остаться адекватным в момент общего кризиса адекватности – трудная задача. Год с небольшим я наблюдал мгновенное погружение целой страны в бездну неадекватности.   С людьми, которых ты сам давно знал, уважал, считал трезво и самостоятельно мыслящими – стало невозможно общаться, и не потому что они стали высказывать иную точку зрения, а потому что заговорили исключительно штампами из телевизора (даже те, кто телевизора не смотрели!).  Весной 2014 года я реально ощутил себя в шкуре немцев весны 1933-го, которые однажды легли спать в стране Гете, Шиллера и Канта – а проснулись в стране Гитлера.  Впрочем, я здесь не собираюсь разоблачать ватников. Нынешняя Россия – это патентованный сумасшедший дом, с ней все ясно по определению. Именно поэтому далее я буду говорить, преимущественно, об Украине.

Честно говоря, столкновение с реалиями украинского общества оказалось для меня достаточно болезненным. После того эталона безумия, в который мгновенно превратилась Россия, в не-России хотелось видеть эталон нормальности. Вместо этого, я постепенно осознал смысловое наполнение сначала существительного «вышиватник», а потом и модного у моих врагов глагола «скакать». Ибо то, что исполняют вышиватники, подчас действительно похоже на пляску святого Витта. Русские – не славяне, а финно-татары, русского языка не существует – это искусственно выдуманное наречие,  и т.д., и т.п. «Но вот же вам историки!» «Все историки писали по заказу из Кремля». «Но вот же вам летописи!» «Все летописи сфальсифицированы при Екатерине II».  «Но вот же авторитетнейшие мировые энциклопедии!» «Они все написаны на основе москальских фальсификаций».  И это с обязательной присказкой: «как же вам задурили голову в вашей москальской школе!» — «глубоко же в вас сидят имперские предрассудки!» — «русский либерал кончается там, где начинается украинский вопрос». Словом воистину: «кто не скачет с нами – тот москаль».

Если  пациент психиатрической клиники заявит, что он чайник и в голове у него закипает вода – доктор лишь бесстрастно занесет это в историю болезни. Совсем другая реакция, если такое заявление сделает его родственник, сосед или коллега по работе. Точно так же и когда ватник в двух соседних фразах заявляет а) что в Киеве пришли к власти злейшие нацисты б) что Майдан лишь сменил одного олигарха на другого – к этому относишься спокойно. Сумасшедший, что возьмешь.  Совсем другие ощущения, когда человек, которого считал своим единомышленником, одновременно заявит что: а) в Домбабве воюют исключительно русские спецназовцы (помнится даже в Бабае немедленно опознали спецназовца ГРУ)  б) что на Донецк вообще хорошо бы сбросить атомную бомбу, потому что там только гопники, вата и сепаратисты.

С потерей адекватности, объективная реальность исчезает в каком-то полубредовом мареве.  «Объективной истины не существует» — как выражались большевики-ленинцы. Истинно то, что выгодно мировому пролетариату… или нации, если нация наша… ну вообще «нашей» стороне. «Помилуйте, да вы же фейк перепостили!» «Нет не фейк». «Да вот же доказательства». «Ну и что? Это я стебусь так». Ах, пардон, это не вышиватник, это впавшая в крымнашизм известная московская адвокатесса мне так ответила. Вышиватник же мне ответил так: «ну и что? Главное что это опубликовано – теперь они («ДНР») не отмоются». И сами же в свои фейки верят, ибо грань между правдой и ложью просто стирается. Верят в страну Моксель, верят в Бабая, изнасилованного чеченцами.

Разумеется, адекватных людей гораздо больше, по крайней мере с украинской стороны (за российскую давно уже не ручаюсь).  Проблема в том что на виду именно плясуны, они бросаются в глаза, лезут во все щели Интернета, в общем, задают дискурс. Я надеюсь, что этот сайт, по крайней мере, послужит площадкой для тех, кто привержен ценностям Майдана, но не забывает, что это – ценности прежде всего европейской цивилизации (к которой принадлежит Украина и, я надеюсь, в которую рано или поздно вернется Россия) – а не ценности «скакания».

Реклама

В поисках нормальности: 3 комментария

  1. Исторические дискуссии с по истории России и СССР это все давно скатилось в что то наподобия занятие для фриков. Я могу обсуждать историю с американцем или поляком или в википедии на странице обсуждения. А так. Мне лично неохото спорить. Меня устраивает даже если историю Украины считать от 1991 года, ничего в этом «позорного» не вижу. Наоборот молодая нация, а не что то одряхлевшее что аппелирует к подвигам дидов

    Нравится

  2. Павел, всё, что Вы упомянули, действительно есть у нас в Украине. Но таким образом думают лишь немногие «интересующиеся». Основная масса людей по-прежнему лояльны к гражданам России. Я бы сказал, что все упомянутые Вами антирусские «тезисы» были рождены как ответ на многовековую агрессию идеологии «русского мира». Опять же, Вы не встретите пропаганды «вышиватництва» в крупных укрСМИ. Вы правильно отметили, война обнажила и обострила негативные чувства.

    Нравится

  3. Я думаю, что Вы, Павел, и сами понимаете, что в период кризиса появляется много крайних мнений. Но не они сейчас определяют массовое отношение украинцев к россиянам. Главный слоган: отстаньте от нас.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s